ЕДИНАЯ КЛИНИКО-ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ: БУЙНАКСК ПРОАНАЛИЗИРУЕТ ВСЮ РЕСПУБЛИКУ
Фото: (с)Дамир Саидгазин//ЕКДЛ
Как проходит централизация лабораторной службы в Дагестане
Централизация лабораторной службы, анонсированная в десятке регионов страны, пока удается лишь на отдельно взятых территориях и благодаря участию просвещенных энтузиастов. Актуальный пример — проект Единой клинико-диагностической лаборатории (ЕКДЛ) в Дагестане, где централизованная лаборатория заработает уже в январе 2019 года. Вложения инвестора составят почти 1 млрд рублей, не считая времени и сил, потраченных на внедрение не только технологий, но и самой идеи централизации.
«В 2014 году я даже подумать не мог, что первый наш проект по централизации будет реализован в Дагестане. Параллельно мы прорабатывали порядка десяти идей в разных регионах, но быстрее всего продвинулись именно здесь. Не скажу, что этот путь был легким, тем более что в государственно-частном партнерстве тогда никто не разбирался. А мы изначально хотели заниматься не столько ГЧП, сколько лабораторной диагностикой», — вспоминает генеральный директор ЕКДЛ Константин Рукин. Его команда, однако, кое-какой опыт взаимодействия с государством уже имела — ЕКДЛ основали выходцы из томской сети «Лаборатория современной диагностики», лидера регионального рынка профильного госзаказа.
Дагестанскую лабораторную службу передача исследований на аутсорсинг уже не спасла бы. В правительстве республики настаивали, что обновлять надо именно государственную инфраструктуру — износ лабораторного оборудования достиг 85%, что неминуемо могло сказаться на ошибках и что неминуемо могло сказаться на ошибках и переназначениях. Кроме того, устаревшее оборудование, закупленное для поликлиник еще в начале 2000-х, позволяло проводить лишь две трети необходимых пациентам исследований. Решить эти проблемы и предложила ЕКДЛ — через централизацию лабораторной службы республики.
В тот момент формат, хорошо известный с советских времен, точечно начал внедряться в других регионах страны, но в основном за счет госбюджета. Модель успешно зарекомендовала себя в Москве, Санкт-Петербурге, Кировской области. «Врачи, лаборанты и фельдшеры допускают ошибки: не туда добавил образец, ошибся во времени инкубации и так далее. Все это в случае роботизированных систем при должном уровне сервиса практически исключается, — доказывал преимущества централизации руководитель отдела молекулярной диагностики и эпидемиологии Центрального НИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Герман Шипулин.
Федерация лабораторной медицины подсчитала, что за счет централизации можно не только минимизировать число ошибочных тестов, по которым могут быть назначены неверные диагнозы, но и значительно сократить затраты на исследования — в каждом регионе экономия могла доходить до 600 млн рублей в год.
Так частная инициатива ЕКДЛ трансформировалась в Концессионное соглашение с администрацией республики — в августе 2016 года, после прохождения конкурсных процедур, документ был подписан. Суть его такова: инвестор за свой счет строит и оборудует централизованную лабораторию, которая останется в собственности региона, организует логистику и обучение персонала, внедряет лабораторную информационную систему, а затем управляет лабораторией в течение 25 лет. Объем инвестиций, по концессии, составляет почти 1 млрд рублей.
Исследования ЕКДЛ будет проводить за счет средств ОМС. Как утверждают в компании, снижение тарифов по большинству аналитических тестов, после пересчета и сокращения затрат, составит в среднем 40–50%. В настоящее время расценки на лабораторные исследования, по действующему тарифному соглашению, весьма привлекательные — например, общий анализ крови оценивается в 780 рублей, тогда как в коммерческих лабораториях его можно сделать за 550 рублей.
Возмещения «недополученного» дохода Концессионное соглашение не предполагает, но инвестор планирует зарабатывать на оказании коммерческих услуг.
Под централизованную лабораторию ЕКДЛ предоставили здание бывшего сельскохозяйственного техникума имени Шихсаидова на улице Ломоносова в городе Буйнакске. Место оказалось удобным для доставки биоматериала не только из Махачкалы, но и из других населенных пунктов, но неподготовленным. ЕКДЛ пришлось заново проложить все коммуникации, так что в первоначальный дедлайн уложиться не удалось. Потратив более 200 млн рублей, компания перестроила и оборудовала объект — на выходе получилась лаборатория площадью более 3 тысяч кв. м, способная обрабатывать 1,2 тысячи пробирок в час.
Проект уже оценил новый министр здравоохранения региона Джамалудин Гаджиибрагимов, поручивший создать в республике четырехуровневую систему лабораторной службы. В большинстве медучреждений региона разместятся пункты забора биоматериала, но действующие лаборатории закроются не везде — например, экстренные лаборатории решено сохранить. «Не все госмедучреждения могут выполнить срочные исследования. Например, анализ крови на стерильность, который не требует промедления. Посев бактерий в госклинике может занимать 7–10 дней, все это время пациенту дают антибиотики широкого спектра, и не факт, что они ему показаны, — поясняет Константин Рукин. — Современная лаборатория может сделать этот анализ за два — пять часов, плюс проверить антибиотикорезистентность возбудителя и помочь назначить фактически персонифицированную терапию».
В ЕКДЛ обещают, что пункты забора биоматериала в поликлиниках и больницах будут работать весь день, а не только по утрам, а доставкой образцов в лабораторию и обратно займутся 40 специальных санитарных машин.
Официально централизованная лаборатория начнет действовать с января 2019 года. Заместитель генерального директора ЕКДЛ Александр Свальковский отметил, что в настоящий момент проходит подбор и обучение персонала будущей лаборатории.
Грядущие сокращения, сопряженные с централизацией и закрытием лабораторий, больше всего беспокоят профессиональное сообщество в регионе. Дагестанские СМИ даже приводили данные: будут уволены 337 врачей и более 1 тысячи лаборантов. Местный Минздрав уже пообещал вместе с главными врачами и ЕКДЛ решить проблему трудоустройства высвобождающихся специалистов. Одни будут направлены на курсы переквалификации, другие — привлечены в централизованную лабораторию ЕКДЛ, где открыто 200 вакансий. «Часть исследований остается в медучреждениях, сохраняются и штатные ставки, часть сотрудников мы примем к нам в лабораторию, остальных, конечно, придется переподготавливать», — резюмировал главный врач централизованной лаборатории в Буйнакске Багатыр Бамматов.
Источник: VADEMECUM
Все новости