ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ В СУБЪЕКТАХ РФ В ФОРМАТЕ ГЧП – ЭТО РЕАЛЬНО?
Фото: (с)Оксана Добровольская//Vademecum
Отвечает генеральный директор ЕКДЛ Константин Рукин
В 2016 году компания «Единая клинико-диагностическая лаборатория» предложила правительству Республики Дагестан централизовать региональную лабораторную службу, заявив о готовности вложить в проект беспрецедентные для КЛД-профиля 1,2 млрд рублей. Параллельно с подготовкой намеченного на январь 2019 года запуска объекта в Буйнакске, ЕКДЛ ведет еще 10 региональных проектов централизации лабораторных служб с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП), и, кроме того, оказывает услуги по сопровождению ГЧП-проектов в других сферах здравоохранения и планирует экспансию за рубеж. Генеральный директор ЕКДЛ Константин Рукин рассказал о действующих и разрабатываемых проектах компании, а заодно — об идеологии и деталях механизма ГЧП.
— Ваша компания разрабатывает тему централизации КЛД-службы не первый год. Почему при всем разнообразии форматов модернизации вы отдаете предпочтение ГЧП?
— Эффективность самой модели централизации лабораторных исследований, доказанная европейским и американским опытом, в определенный момент была признана и организаторами здравоохранения в России. Мы стали искать наиболее подходящие форматы реализации этой идеи. Действовать можно было по-разному — привлекая частные инвестиции или исключительно за счет бюджетных средств, отдавая лабораторную службу на аутсорсинг или используя механизм ГЧП. Мы выбрали последний вариант, который представляется нам предпочтительным как минимум по двум причинам.
Во-первых, мы уже имели успешный опыт выстраивания партнерских отношений с государством при создании подразделений клинической лабораторной диагностики. Это было в Томске, около семи лет назад я и мои партнеры создали компанию «Лаборатория современной диагностики», которая позже объединилась с «Открытой лабораторией». Компетенций и мощностей двух операторов однозначно хватало для предоставления всего спектра лабораторных услуг в Томской области, в том числе за счет средств ОМС.
Аккредитация в страховой системе, по сути, стала нашим первым государственно-частным партнерством, результатами которого мы остались довольны, потому что в тот момент наша компания охватывала порядка 40% рынка услуг лабораторной диагностики Томской области. Когда в 2014 году произошло объединение с «Открытой лабораторией», мы занимали уже 70% рынка. Во-вторых, ГЧП предусматривает длительный срок контракта, что выгодно как государству, так и инвестору. Стороны принимают на себя встречные обязательства: частный партнер — оснастить площадку и оказывать услуги в соответствии с заявленным видом деятельности, государство — предоставить объект и обеспечить госзаказ.
— Но ГЧП — неидеальный формат, есть плюсы, но есть и минусы.
— Плюсов явно больше. Один из основных заключается в том, что государство не тратит ни копейки и сохраняет в собственности объект концессии, возвращающийся по окончании срока действия соглашения на баланс региона или федерального центра. Таким образом, бюджет экономит не только средства, которые были бы потрачены на содержание объекта в течение нескольких десятков лет, но и деньги, которые пришлось бы израсходовать на модернизацию инфраструктуры, оснащение, обслуживание и ремонт.
Еще один плюс ГЧП — возможность оказания инвестором коммерческих услуг в том объеме, который он посчитает нужным. Это именно та сфера, которая привлекает частные инвестиции в проекты такого формата.
К минусам формата можно отнести длительные сроки согласования условий партнерства. Поскольку в России централизация лабораторий через ГЧП началась относительно недавно, во многих регионах пока просто не понимают, каким образом вообще можно упаковать лабораторную услугу в формат соглашения с частным инвестором. Удивительно, но даже в «Центре развития ГЧП» считают, что подписание такого контракта может занять до двух лет.
Минусом формата можно назвать и плачевное состояние объектов, которые государство предлагает в инвестору в пользование.
— ЕКЛД инициировала ГЧП-проекты по централизации лабораторий уже в нескольких регионах, как продвигается их реализация?
— Наша компания ведет такие проекты в 10 регионах страны. Ближе всего к реализации — создание централизованной лаборатории в Республике Дагестан, в Буйнакске. В 2015 году провели аудит региональной лабораторной службы и поняли, что централизовать КЛД здесь не просто выгодно, но и жизненно необходимо — Республика оказалась одним из немногих регионов, где, например, до сих пор отсутствует современная система забора крови. В процедурных кабинетах используются только шприцы и стеклянные пробирки. Мы проанализировали более 100 учреждений здравоохранения, естественно, были подразделения, которые работали на достойном уровне, однако в большей части медицинских организаций ситуация была плачевной.
Свои выводы мы представили правительству Республики Дагестан, сформулировали конкретные предложения по сотрудничеству. Так появился проект Концессионного соглашения. Документ прошел многократные согласования министерств и ведомств, и по инициативе правительства был отправлен на экспертизу в РАНХиГС. Эксперты академии изучили наши предложения, сделали несколько корректировок, не относящихся, впрочем, к концепции проекта, и выдали свое заключение. После частная инициатива и проект Концессионного соглашения разместили на сайте torgi.gov.ru. Наконец, 2 августа 2016 года власти Республики и руководство ЕКДЛ подписали Концессионное соглашение сроком на 25 лет.
— На какие показатели ориентировалась ЕКДЛ, готовя к запуску дагестанский проект?
— Проект будет эффективен для государства при снижении нынешних тарифов в среднем на 50%. Действующие в Республике тарифы — достаточно высоки.
Причина кроется в самой структуре тарифа, которая состоит из фонда оплаты труда, расходных материалов, реагентов и других затрат. Экономический эффект централизации обусловлен резким снижением себестоимости лабораторных исследований при их массовом производстве.
Мы предложили за счет централизации решить и эту проблему. Доказано, что технологическая эффективность централизованной лаборатории гораздо выше использования разрозненных плохо оснащенных подразделений, оперирующих просроченными реагентами. А значит, и тариф за счет массового производства анализов и сокращения затрат на единицу исследования может быть снижен.
Главный параметр соглашения — объем инвестиций. Предельные вложения в проект централизации КЛД-службы — 1,2 млрд рублей. На эти средства мы будем поэтапно оснащать и модернизировать оборудование лаборатории в Буйнакске вплоть до 2036 года — каждые 10 лет проект будет реинвестироваться, все старое оборудование — заменяться новым.
— ЕКДЛ, осуществляя «лабораторные» концессии, накопила достаточно компетенций, чтобы предложить отрасли — как госорганам, так и частным операторам — консалтинговые услуги. Каковы характер и содержание этих предложений?
— Наша компания готова сегодня оказывать не только услуги по сопровождению ГЧП-проектов, но и полный спектр юридических, финансовых, маркетинговых и бухгалтерских услуг.
Мы на собственном опыте убедились в том, что при создании технико-экономического обоснования ГЧП необходимо учитывать ряд рисков, в том числе по несовпадению необходимых и достаточных для осуществления проекта условий с реальными обстоятельствами. И ЕКДЛ способна принять на себя управление подобными рисками. Кроме того, в ГЧП-проектах, которые сложны сами по себе, следует учитывать отраслевую специфику, несущую особый набор рисков, связанных с медицинским оборудованием, квалификацией врачей и персонала, гражданско-правовой ответственностью. Мы умеем справляться со всем спектром сопутствующих таким начинаниям вопросов.
Иными словами, ЕКДЛ готова предложить комплекс услуг по сопровождению и реализации отраслевых ГЧП-проектов «под ключ». Разработать концепцию, сформировать соответствующую «дорожную карту», помочь сторонам с составлением проектов соглашений и их правовым сопровождением вплоть до подписания, взять на себя подготовку тематической конкурсной документации, предложений о заключении соглашений в сфере ГЧП с использованием механизма «частной инициативы», прочих сопутствующих регламентов и расчетов.
— ГЧП-проектов, аналогичных вашему, на такой стадии реализации пока немного. Как Вы считаете, почему?
— Практика ГЧП в Российской Федерации только начинает реализовываться. Еще не все, тем более государственные органы, освоили необходимую компетенцию. Но то, что данный формат наиболее перспективен — однозначно. Думаю, в ближайшие 5-7 лет ГЧП станет основным форматом инвестиционных проектов, особенно в здравоохранении.
— ГК «ЕКДЛ» весьма уверенно чувствует себя на формирующемся рынке лабораторных и медицинских услуг, накопила компетенции в такой непростой сфере как ГЧП-проекты в здравоохранении. За счет чего?
— В нашей компании работают опытные специалисты, настроенные на командное взаимодействие. Команда получила возможность расширить сферы своей деятельности. И если изначально компания занималась исключительно лабораториями, то теперь мы можем создавать центры косметологии, поликлинические подразделения, центры медицинских осмотров, стационары, станции скорой медицинской помощи. Наши компетенции сегодня позволяют нам планировать экспорт наших услуг — сейчас ЕКДЛ ведет работу над крупным инфраструктурным проектом за рубежом.
Предложения и запросы поступают постоянно, что дает нам основание полагать — мы выбрали правильный путь.
— Могут ли другие участники рынка, например, государственные органы, обратиться к вам за консультацией или предложить сотрудничество в сфере централизации, даже если они не входят в список тех регионов, в которых вы ведете сейчас деятельность?
— Безусловно, да. Наши двери всегда открыты.
Источник: Vademecum
Все новости